Магия, Мистика, Религия, Непознанное на AWorld.ru - Иной Мир, центр общения. ~ AWorld.ru ~ Иной Мир ~
Центр общения.
Магия, Мистика, Религия, Непознанное.

  Связанные теги: Любовь Религия Дьявол Творчество Стихи Ворожить Философия Цивилизации Кровь Пустота Травы Волхв Свастика Бог Духи стихий (Эльфы Ундины Саламандры Гномы) Астрал
Автор: Lilu, опубликовано: 2003-05-28
Животные в культуре Древнего Египта
Прежде чем говорить о животных, интересно было бы разобраться в том, кто же такие были древние египтяне, и чем было уникально их мировоззрение+
Считается, что Египет, как самобытная культура, возник примерно 5 тыс. лет назад. До этого те земли населяли первобытные племена. У каждого из племен были свои боги и свои традиции, что и привело к противоречиям в религии во впоследствии образовавшемся государстве. Об этом еще будет говориться позже. Сохранилось мало документов, по которым можно было бы составить однозначное представление об этой культуре. Дабы не пускаться в противоречивые рассуждения, буду краткой.
Египтяне, как и любой другой народ, естественно считали себя высшей из наций. По их представлениям было еще три других расы: белые ливийцы, желтые азиаты и низшая раса чернокожие нубийцы. Все это были варвары, с которыми египтяне вели постоянные войны. Сознание первобытного человека, как считают культурологи, делило этот мир на два полюса: свои-чужие, порядок-беспрдел, космос-хаос, которые находятся в бесконечной борьбе. Естественно в таком случае сделать вывод, что египтяне, как высшая раса, создание космоса стремились поддерживать порядок, помогали космосу бороться с хаосом. Каким образом? Войной с чужими племенами, которые, как они считали, были порождением хаоса. Убивая представителей других племен, они побеждали смерть. Этот закон первобытного общества, между прочим, сохранился и по сей день в подсознании каждого цивилизованного человека! Каждый из нас считает себя центром вселенной, что он знает все лучше других, и что его поведение единственно правильное.
К 4 веку н.э. никто уже не умел ни говорить, ни читать по-египетски. Язык был расшифрован только в 19 веке. Но письменность в Египте была уже в 3 тыс. до н.э.! Интересно, что в египетских текстах есть только согласные буквы. На основании чего был сделан вывод, что люди говорили на множестве диалектов, которые различались гласными звуками, и дабы письменность была общегосударственной, гласные буквы не писались: каждый египтянин мог при чтении вставлять такую букву, какая ему была знакома в каждом конкретном слове. Сейчас принято согласные буквы разделять нейтральным е . В данный момент расшифрованы все найденные папирусы и надписи в гробницах, представление об этой культуре основано в основном на этих текстах.
Интересны боги. Как и в других, так называемых, языческих культурах там было огромное количество богов. НО! В Египте боги могли превращаться друг в друга, произнося волшебное заклинание, могли менять свою внешность (один и тот же бог изображался по-разному), они были то добрые, то жестокие и даже трусливые иногда. Что вообще-то не свойственно богам: в Греции, например, у каждого бога была своя постоянная линия поведения: Зевс всегда суровый, справедливый, грозный, Афродита всегда богиня любви и красоты. В Египте же они не постоянны. Интересно, что самый главный бог бог солнца-Ра вообще часто изображался слабохарактерным, не способным принимать самостоятельные решения, существом (этот вывод сделан мной на основе всех прочитанных мифов).
Время было для египтян не менее важно, чем для нас. Уже в первом тысячелетии до н.э. у них были часы: водяные и даже маленькие нашейные часики; ночью час определялся по звездам, с помощью линейки с прорезанной щелью и двух наугольников(?) со свинцовым отвесом на веревке, при этом пользовались заранее составленной таблицей, которая была действительна только на 15 дней. Для египтян год определялся не солнечным циклом, а временем, необходимым для сбора урожая. Было всего три времени года: время Разлива, время Всходов и время Урожая. Это были три равные части, связанные с основным источником жизни Нилом. В месяцах было по тридцать дней, к последнему месяцу добавляли по пять дней. Неделя длилась 10 дней!(?) Каждый десятый, в иные годы одиннадцатый, день был выходным, но не для всех слоев населения. Появление звезды Сириус на востоке, которая на 70 дней уходила в северное полушарие, знаменовало начало Нового года. В древности первый восход Сириуса на широтах Египта совпадал с днем нашего летнего солнцестояния (22 июня). Каждый високосный год начинался на один день позже, т.к. египтяне заметили по звезде Сириус, что год не совсем соответствует 365 дням. На более короткие отрезки времени они, видимо, часы не делили: слово ат , которое переводится как мгновение , не имеет никакой определенной продолжительности.
Все дни разделялись на три категории счастливые, несчастливые и опасные в зависимости от событий, которые отметили их в те времена, когда на земле жили боги. В несчастные дни они старались не выходить из дома, особенно на закате или ночью. Нельзя было есть речную пищу, произносить имена соответствующих каждому дню богов, и отправляться в путешествие. В противном случае с человеком мог произойти несчастный случай. Ну, у всех свои предрассудки. И если они в это верили, что по-видимому правда, то у них, естественно, все это сбывалось.
Восприятие пространства. Солнце заходит на западе, следовательно, Запад страна мертвых. Вся жизнь концентрировалась на побережье Нила, и люди жили на восточном берегу. На западном были гробницы, пирамиды и все остальные захоронения.
Фараон символ связи египтянина с космосом. Возникновение фигуры божественного царя, знаменовало собой переход от первобытного к древневосточному типу культуры. Естественно, сохранялось разделение всего в мире на сакральное и профанное. В Древнем Египте это очень ярко выражено. Фараон считался сыном верховного солнечного бога, но одновременно и всех богов. В фараоне концентрирована божественность в одном лице, в каком-то смысле он в большей степени бог, чем все остальные боги в отдельности. Фараон космичен. Для людей фараон не просто властелин с практически неограниченными полномочиями, они (люди) являлись его имуществом, его телом. И фараон, признавая заслуги людей перед ним и перед богами, утверждает осмысленность их жизни, подводит ей положительный итог. Итак, все население Египта были рабами фараона: и крестьяне, и ремесленники, и чиновники, и жрецы, и сановники, и царедворцы, но они не тяготились этим, т.к. никогда не знали другой жизни, кроме того, они просто не могли не быть рабами сына богов. Все, к чему они могли стремиться это стать счастливыми рабами по мере возможности. Люди, оставаясь людьми, ощущали свою несущественность и ничтожество своей человеческой природы. Между царедворцем и ремесленником, конечно, огромная дистанция, но оба они были совершенными ничтожествами по сравнению с божественным фараоном, и они осознавали, и признавали это.
Египтяне считали, что их душа состоит из пяти оболочек! Первая: Двойник-Ка, который обитал в гробнице усопшего, именно ему приносили жертвы в заупокойную часовню; но в то же самое время он жил и на небесах, и ни в земной, ни в потусторонней жизни с человеком не встречался. Душа-Ба жизненная сила человека, когда Ба покидала тело, наступала смерть, когда она возвращалась к мумии, умерший воскресал для вечной жизни в Подземном мире. Именно для этого и бальзамировали мертвое тело чтобы сохранить его для Ба . Имя-Рен тоже одна из душ человека, это не просто набор звуков и слов, имя-Рен давалось в честь бога, который становился покровителем. Имя было важнее тела: тело умрет, но пока люди помнят имя человека и повторяют его, до тех пор память о человеке жива, а значит его Ка пребывает в Загробном мире. Если кто-то хотел навлечь зло на своего врага, он писал его имя-Рен на клочке папируса и затем сжигал этот клочок. Кроме Ка , Ба и Рена у людей и богов было еще две души: Ах Сияние и Шуит Тень , но про них почти ничего не известно. К этому можно добавить, что мертвое тело после омовения в водах Нила тоже становилось священным. К сожалению, на эту интересную тему вообще очень мало информации в книгах. Какие функции были у этих душ?..
Смерть была ничем иным как переходом в вечную жизнь, или почти вечную (пока тело в сохранности, и помнится имя). В первобытном обществе вместе с мертвым закапывали жену и все необходимое. Но уже в 3 тыс. до н.э. этот обычай изменился: на папирусе или прямо на стенах гробницы стали писать и изображать вещи и животных, а также рабов, которые могли там пригодиться. Хотя мелкие предметы обихода, драгоценности и одежду все равно продолжали складывать рядом с умершим. Пищу, которой Ка питался, тоже постепенно перестали приносить (слишком накладно было), вместо этого на папирусе перечислялась еда на каждый день, какой они хотели бы покормить своего предка. Поскольку загробная жизнь, в представлении древних египтян, была естественным продолжением жизни земной, а умерший воспринимался как реально существующий, способный к тому же принести вред или, наоборот, оказать помощь своим близким на земле, живые пытались иногда установить контакт с умершими родственниками посредством писем. В письмах излагались просьбы живых к умершему. Иногда просьбы сопровождались угрозами, ведь живой мог прекратить подносить дары умершему, прекратить отправлять его заупокойный культ и т. п. - словом, причинить покойнику всякие неприятности или, наоборот, начать относиться к нему более внимательно и чутко. Некоторые болезни живых считались следствием злых козней умерших. Это было одной из причин возникновения переписки: конфликт пытались уладить мирно.
Бальзамирование, способствовавшее увековечиванию личности, происходило по особой технологии. Удалялись внутренности, все кроме сердца там по представлениям египтян находились душа и сознание человека. Тело в течение 70 дней высушивали в натроне (соединение натрия). После чего оно оборачивалось тканью, довольно много слоев: так, один из фараонов был завернут в 900 кв. м. материи. Люди других сословий, кроме самых бедняков, также заворачивались в большое количество ткани. Видимо, ткань собирали всю жизнь.
Бессмертными становились, как и в любой другой культуре, естественно, только души праведников. Но! Египтяне действительно верили, что достаточно отказаться в письменном виде от всех своих грехов, чтобы изгладить их из памяти людей и богов! После долгого и трудного путешествия по загробному миру душ(и) человека (видимо все пять в одном лице) должны были найти Великий Чертог Двух Истин (двух, потому что душе приходилось дважды клясться в своей невиновности). Там происходил своеобразный допрос, на котором душе приходилось отрицать свою виновность во всех существующих грехах (всего их насчитывалось 42). И если весы богини справедливости, правды и правосудия Маат показывали, что душа лжет, имя грешника объявляли несуществующим, а сердце отдавали на съедение богине Аммат Пожирательнице , чудовищу с телом гиппопотама, львиной гривой и пастью крокодила. Египтянин лишался жизни теперь уже навсегда. Если же весы справедливости оставались в равновесии, покойного признавали оправданным и бог Тот записывал имя египтянина на папирусе и после еще нескольких формальностей покойный отправлялся в страну вечного блаженства.
Теперь подробнее о богах, которых египтяне изображали в виде животных.
У большинства народов фетишизм и тотемизм исчезли в процессе исторического развития, оставив лишь те или иные пережитки; в Египте же культ животных не только не исчез, но проявил необычайную живучесть он сохранился и после потери Египтом независимости, до времени римского господства включительно. Начало культа животных относится к очень глубокой древности. Культ этот проявляется в форме обожествления живого животного и в форме поклонения изображению обожествленного животного или антропоморфному божеству с частью тела животного.
Пытаясь понять мышление древнего египтянина, не стоит пытаться анализировать все рисунки и мифы с точки зрения логики. Прежде всего, никто из египтян не понимал изображение солнечного бога Ра буквально; никто не верил, что где-то на небесах действительно живет такое существо человек с соколиной головой. Изображения Ра, также как и изображения других богов, служили только символами божества. Они не представляли богов так, они просто их так изображали. Мифы следует понимать не буквально, а как многозначные символы, знаки. На подобной символике построена и мифология, и изобразительное искусство Древнего Египта.
Можно перечислить основных богов, представленных то в образе животных, то людей, существовали также боги, которые изображались в виде растений, но о них практически не сохранилось информации.
Бог Солнца несомненно был самым главным. Но интересно восприятие этого бога: у него было несколько проявлений: утром это был бог Хепри в образе жука-скарабея, катящего шарик-солнце перед собой, в полдень бог Ра, человек с головой орла, а вечернее, умирающее солнце олицетворял бог Атум. Также солнечный бог изображался в виде сокола, иногда огромного кота, а также человека с головой сокола, увенчанный солнечным диском. Еще какая-то птица, которую греки называли фениксом, олицетворяла души бога Ра. Но все это был один бог, просто в разных своих проявлениях.
В религии Древнего Египта особенно распространен культ Осириса, умирающего и воскрешающегося бога плодородия и царя загробного мира, символизирующего животворные силы земли. Этому богу посвящено примерно около трети дошедших до нас Египетских мифов.
Амон (Амун) Сокровенный или Незримый . Обычно Амона изображали в антропоморфном виде в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском, иногда с головой барана. Двумя другими священными животными бога были гусь и змей. Он участвовал в сотворении этого мира по некоторым мифам.
Хапи бог Нила, дарующего жизнь Египту, и потому любимый во всей долине. Начало разлива, приход Хапи, было праздником Нового года, когда реке приносили жертвы (в исторические времена свитки папирусов со списками жертв). Изображали бога тучным человеком в короне из папируса, с крупными рыбинами или высокими сосудами в руках, из которых льется вода.
Атон живой солнечный диск. Культ Атона как единого бога существовал благодаря Аменхотепу IV Эхнатону. Имя Аменхотеп, что означало Амон доволен , на пятом году царствования царь сменил на имя Эхнатон, означавшее Полезный Атону , и провозгласил главным божеством Солнце владыку всего сущего на Земле. Культы остальных богов были запрещены, многочисленные жрецы остались не у дел, утратив привычное высокое положение. К тем, кто не пожелал уверовать в бога-Солнце, фараон был беспощаден. Хотя к своим родным: жене, матери (которая сохраняла прежнюю веру), шестерым дочерям он питал самые нежные чувства, писал стихи, гимны Атону. Но после смерти фараона культ Атона, как того и следовало ожидать, был запрещен.
Бог Тот считался покровителем знаний, мудрости, медицины и колдовства. Изображался в виде ибиса, черной белогрудой птицы с длинным клювом, или павиана. Иногда изображался в виде человека с головой ибиса, в одной набедренной повязке, голые плечи прикрывал полосатый платок.
Анубис согласно Текстам пирамид. Главный бог в царстве мертвых (видимо, после Осириса), изображался в виде лежащего черного шакала или собаки, или человека с головой шакала.
Апис священный бык, божество плодородия, почитавшийся в течении всей истории Египта до принятия христианства.
Меретсегер Любящая молчание . Ее изображали в виде кобры с раздутым капюшоном или женщины с иероглифом запад на голове.
Хнум бог плодородия, демиург, слепивший на гончарном круге людей и их Ка (двойников), а в греко-римский период считали, что он слепил всю вселенную. Изображался в виде барана или человека с головой барана.
Охранительницы детей богини Месхент, Таурт и мохнатые уродцы-карлики Бэсы. Таурт (Таурет) богиня, почитаемая как покровительница родов и материнства, охранительница дома. Изображалась в виде стоящей на задних лапах беременной самки гиппопотама, опирающейся на иероглиф защита . Интересно, египтяне считали, что все дети наделены вещим даром; по крикам детей, играющих возле храмов, можно было предсказывать будущее. Для этого надо было мысленно спросить о чем-нибудь богов, потом сразу же выйти во двор: первое услышанное слово, произнесенное ребенком, и было ответом.
Египетский скорпион был воплощением богини Серкет, культ которой не был связан с каким-либо определенным местом. Богиня эта нередко упоминается в религиозных и магических текстах.
Для культа животных типична противоречивость отношения человека к обожествленному животному или растению. Возьмем для примера льва, обожествленного в ряде местностей и занимающего видное место в мифологии. Лев считался воплощением царя, однако это обстоятельство нисколько не мешало царям охотиться на льва и даже хвастаться своими охотничьими трофеями. Наряду с обожествленными змеями в текстах нередко упоминаются змеи, воплощавшие силы зла и тьмы. Встречаются магические тексты с заклинанием против змей.
Быки, как и другие животные, считались священными. Отождествлялись с богом Аписом. Перед принесением в жертву их тщательным образом осматривали. Исследование проводил специально назначенный для этого жрец. Если находили хоть один черный волос на животном, оно считалось нечистым. Потом осматривали язык, чист ли он от особых знаков. Жрец также осматривал волосы на хвосте, чтобы узнать правильно ли они растут. Если животное оказывалось чистым по всем статьям, рог ему обвивали папирусом и ставили на нем печать. Бык был готов для принесения в жертву. За принесение в жертву неотмеченного животного полагалась смертная казнь. Отмеченное животное подводили к алтарю и зажигали огонь. Затем совершали возлияние вином над алтарем, где лежала жертва, и, призвав божество, закалывали животное, а потом отрубали ему голову. Голову эту выбрасывали в Нил, произнося над ней заклинание, суть которого заключалась в том, что если Египту грозит беда, то пусть та беда падет на эту голову, а не на Египет. В силу этого обычая ни один египтянин не мог употреблять в пищу головы каких-либо животных.
Свинью египтяне считали нечистым животным. И если кто-то, проходя мимо свиньи, нечаянно задевал ее, то сразу же шел к реке и прямо в одежде погружался в воду, дабы смыть с себя прикосновение нечистой. Свинопасам, единственным из египтян, не было дозволено вступать ни в один египетский храм. Свиней не приносили в жертву богам. Было только одно исключение: в день полнолуния их приносили в жертву Исиде и Осирису и съедали жертвенное мясо, в другие же дни никто свинину не ел. Египтяне очень строго соблюдали религиозные обряды.
Все животные, которые есть в Египте, как домашние, так и дикие, считались священными. Для ухода за животными каждой породы назначались особые служители мужчины и женщины, причем та должность переходила по наследству от отца к сыну. Каждый житель города выказывал свое благоговение перед животными. Если кто-либо умышленно убивал животное, его карали смертью; если случайно, то он платил штраф, установленный жрецами. А за убийство ибиса или ястреба, казнили в любом случае. Если в доме умирала кошка, то все обитатели дома сбривали себе брови. Если собака то все стригли себе волосы на теле и на голове. Трупы кошек отвозили в город Бубастис, бальзамировали и погребали там в священных землях. Собак и мангустов хоронили в своем городе в священных гробницах. Землероек же, ястребов и ибисов отвозили хоронить в другие города. Медведей (редких в Египте), волков и лисиц хоронили там, где находили их мертвыми. Найдены гробницы священных соколов.
В некоторых областях Египта священными считались крокодилы. Себек (Собек, Собк) бог-крокодил, опасный хищник представлен в мифах амбивалентно: защитником богов и людей или их врагом. Жители Фив содержали дома по одному ручному крокодилу. В уши ему вдевали серьги из стекла с золотом (стекло в Египте было очень редким и ценным предметом в то время), а на передние лапы надевали кольца. Их кормили специальной священной пищей, заботливо ухаживали за ними, а после смерти бальзамировали и погребали в священных покоях. Но в других землях с ними обходились как с врагами и даже не употребляли в пищу.
Куры стали известны только во II тыс. до н.э., но египтяне и ранее разводили и потребляли в пищу большое количество другой домашней птицы: голубей, водоплавающих птиц, журавлей, перепелок и гусей разных пород. Рыбу ели в основном в сыром виде или соленую. Национальными напитками было пиво и вино.
Но кроме полезных, приятных и просто безопасных животных в Египте было достаточное количество нарушителей домашнего покоя: насекомых, крыс, ящериц, змей и птиц. Медицинский папирус передал несколько полезных рецептов: если насыпать натрий или истолченную сушеную рыбу или хотя бы семена лука перед входом в змеиную нору, то змея уже не выползет из этой норы. Жир иволги великолепное средство от мух, а сушеная рыба или лягушачья икра от блох. Если помазать кошачьим салом мешки с зерном, крысы к ним не подойдут. (Интересно только каким образом они добывали это кошачье сало, если убийство кошки каралось смертной казнью?..) А еще можно было отпугнуть грызунов, если сжечь в амбаре помет газели.
Другими привычными для египтян животными были обезьяны, которые иногда даже выполняли обязанности слуг. С эпохи древнего царства она получила доступ в дом.
Воображение египтян населяло пустыни, граничащие с Египтом, фантастическими животными, которые, несмотря на свою ирреальность, также стали объектом культа. Уже на памятниках эпохи, предшествовавшей объединению Египта, среди представителей реальной фауны встречаются изображения грифонов, созданий чаще всего с телом льва, головой орла и крыльями на спине, и т.п. Фантастические существа появляются на египетских памятниках и в исторические времена. Воображение египтян рисовало их опасными и злобными для человека гениями.

Ну, это все понятно: можно себе представлять что угодно, что в кошке бог , а в крокодиле дьявол . Но, что самое удивительное, люди ведь сами могли превращаться в богов, например, когда во время бальзамирования надевали маски соответствующих из них. Они реально на те 70 дней, что проходило бальзамирование, становились богами. И вообще, интересно как они себе все это представляли+ все превращается друг в друга, все изменяется, как непредсказуемая природа...
+Мне кажется, они чувствовали, во всяком случае, первые их них, те, кто основали все эти религии, ощущали единство всего мира. Понимали то, о чем пытаются рассказать все существующие ныне эзотерические учения. Я такая, какая есть, но Я такая только благодаря непонятному стечению обстоятельств. Одновременно с этим Я являюсь камнем, деревом и каждым из вас. Я бог. Мне кажется, именно так думали древние египтяне. Но это, конечно, только мое мнение.
Прошу не принимать как данность ничего из выше сказанного, каждое новое открытие, каждый найденный документ заставляет пересматривать имеющиеся на данный момент гипотезы.
О пирамидах, честно говоря, ничего не знаю, как никто из простых смертных, по-видимому. Не хочу добавлять еще одну ни чем не обоснованную гипотезу к огромному количеству уже существующих. Но, на мой взгляд, самая логически доказуемая была выдвинута Эрнстом Мулдашевым, книги доступны в продаже. Это русский ученый офтальмолог (хирургия глаза), по совместительству исследователь. Советую почитать.

Список литературы:
1.Рак И. Легенды и мифы Древнего Египта. СПб.: АОЗТ Нева , Университетская книга , 1997. 192 с., ил.
2.Сапронов П.А. Культурология: курс лекций по теории и истории культуры. СПб.: СОЮЗ, 1998. 560 с.
3.Культурология. История мировой культуры: учебное пособие для вузов/ под ред. Марковой А.Н. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ,1995. 224 с.
4.Овчинникова А.Г. Легенды и мифы Древнего Востока. СПб.: Издательский Дом Литература , 2002. 512 с.: ил.
5.Монте Пьер. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. М.: Мол. гвардия, 2000. 465 [15] с.: ил.
6.Мертц Б. Красная земля, Черная земля. Древний Египет: легенды и факты. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001. 457 с.

А также сайты:
1.www.egypt.dtn.ru
2.www.kemet.ru
3.http://fp.nsk.fio.ru
4.www.turbo.adygnet.ru

 

 

      Комментарии: 1

 

~Обои рабочего стола~
~Ночной Дозор~
~Ночной Дозор~
~Дневной Дозор~
~Сумеречный Дозор~



Реле времени таймер, Таймер, Счетчик Моточасов. Счетчик Импульсов, Счетчик Импульсов,
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Продвижение сайта